ДКРС

Духовная культура Русского Севера в народной словесности

2007

Экспедиционная работа по теме охватывает территорию, традиционно называемую Русским Севером.

Под Русским Севером понимается единый в диалектном и культурном отношении регион, в который входят Псковская, Вологодская, Ярославская, Новгородская, Ленинградская, Вятская (Кировская), Архангельская области, республика Карелия; с 2015 года проводятся экспедиции в Пермской области.

Русский Север имеет свою региональную специфику. Благодаря окраинному положению северных земель здесь сохранились многие черты самобытности традиционной культуры, в то время как в центральной России активно шел процесс их трансформации. При этом Русский Север не является замкнутым в культурном отношении регионом, напротив – он представляет собой зону сосуществования, контактов и взаимовлияния разных этнических культур при сохранении русской культуры как основной доминанты.

Уникальность целей и задач а, соответственно, и материалов экспедиций заключается в том, что основной мотивацией сбора информации является стремление к представлению традиционной духовной культуры Севера как многоаспектного комплексного феномена. Этнокультурная информация и способ её фиксации – запись аутентичных текстов в отражающей значительное число диалектных черт транскрипции - также представляют несомненную ценность в своём единстве.

Содержательная база собираемых в экспедициях материалов многокомпонентна. Ее составляют: тексты малых прозаических фольклорных жанров – былички, бывальщины, мифологические рассказы, легенды, заговоры, присказки, детские считалки и т. д.; тексты бытовой народной речи, тематически ориентированные на аспекты духовной культуры, прежде всего мифологической тематики; отдельные речения, устойчивые выражения соответствующие тематике. В последние годы в содержательную базу темы включены материалы по «народному православию». Интерес могут представлять также некоторые тексты так называемой «наивной литературы», хранящиеся в архивах местных краеведческих музеев, детских и юношеских кружков или в личных архивах жителей, а также авторские произведения – обычно это лирические стихотворения религиозного содержания – которые собирателям приносят сами авторы в их собственной записи.

2007

Материалы по народному православию включают, прежде всего, легенды, базирующиеся на известных мотивах, например о сакрализованных природных объектах, знаках, которые оставляют небожители («У нас камень есть, на него Иисус Христос упал, так прямо все следы и видно – руки, ноги. Пять ступенек ведут на камень. Мы туда ходим в праздники. А камень большой, восемь пар могут метелицу плясать». Волог. Тотьма), о помощи от икон, о разорении церквей (например, легенда об исходе Михаила Архангела из церкви, которую вскоре сожгли – Твер. Осташк.), о наказаниях за осквернение церквей или икон, о вещих снах и явлениях и т.д. Почти в каждой местности есть свои почитаемые люди – праведники, прозорливцы или юродивые, всегда маркированные как истовые христиане, – и о них нередко сохраняется достаточно богатый легендарный материал (записаны легенды о Максимушке - Твер. Осташк; об Аннушке Оботуровской – Волог. Никольск. и др.).

Исследовательская программа научных экспедиций «Духовная культура Русского Севера в народной словесности», реализуется в Санкт-Петербургском (Ленинградском) государственном университете с 1984 года. Основателем программы, ее научным руководителем на долгие годы стала Ольга Александровна Черепанова (1936–2022), проф. кафедры русского языка (ЛГУ) СПбГУ.

Материалы экспедиций, собранные по теме «Духовная культура Русского Севера в народной словесности», образуют фонд с тем же названием, содержащий материалы в виде текстов с записями живой речи жителей Севера, раскрывающими тот или иной фрагмент традиционных народных представлений.

ФОТОГРАФИИ ИЗ ЭКСПЕДИЦИЙ

2007 (Пинега, Архангельская обл.) .         2023 (с. Никольское, Вологодская обл.)

 

 

Экспедиция 2023

Экспедиция студентов-русистов СПбГУ
«Духовная культура Русского Севера в народной словесности»
в рамках Всероссийской конкурсной программы студенческих экспедиций «Открываем Россию заново»

 

Маршрут: г. Вологда – с. Никольское – г. Тотьма – г. Вологда

Дата: 12.07.2023 – 24.07.2023

Экспедицию 2023 года в г. Тотьму Вологодской области ее участники посвятили памяти замечательного ученого и Учителя многих поколений русистов университета, О.А.Черепановой.

Нынешняя экспедиция состоялась благодаря участию сотрудников кафедры русского языка СПбГУ во Всероссийском конкурсе студенческих экспедиций по программе «Открываем Россию заново» (https://openrussia.rsv.ru/).

В  сезоне 2023 г. в конкурсе участвовали 113 вузов и другие образовательные организации, а также фонды, ассоциации, институты развития из 62 регионов страны. Победителями были признаны заявки уникальных научных экспедиций из 17 вузов, в числе которых оказалась и наша заявка, составленная (по условиям конкурса) в партнерстве с работниками Тотемского музейного объединения Вологодской обл. (https://spbu.ru/news-events/novosti/ekspediciya-studentov-spbgu-poznakomit-s-selskoy-kulturoy-russkogo-severa).

В ходе экспедиции весь материал был собран в селе Николе. Часть – в селе Аникин Починок. За неделю работы было опрошено около 60 информантов. Основу полевых записей по программе ДКРС составили тексты малых прозаических фольклорных жанров – тексты легенд, мифологических рассказов, рассказов о снах, заговоров, гаданий, примет; тексты музыкального фольклора – особенно край богат частушками, поскольку село Никольское славится именем и творчеством Н. Рубцова, а, как известно, он был виртуозным гармонистом и часто пел и играл частушки, нередко – собственного сочинения, которые потом стали народными. Встреча с некоторыми ныне здравствующими одноклассниками Н. Рубцова позволили запечатлеть и этот факт жизни никольчан.

Кроме того, были зафиксированы некоторые устойчивые формулы и выражения (пословицы, поговорки, присловья, приговоры); записаны формы и формулы народноречевого этикета, воспроизводимые в различных ситуациях, а также фрагменты текстов бытовой народной речи, в которых отражаются иные элементы духовной культуры жителей Вологодской области – народного православия, остатков магических обрядов, фрагменты (по сути) мифологических представлений о сне, о смерти, о судьбе и под.

Не менее ярко представлены текстовые фрагменты, связанные с календарно-обрядовым циклом сельского жителя, описывающие традиции, например, отмечания различных праздников.

В части этнолингвистической программы экспедиции традиционно важными и трудоемкими оказались сбор живого материала (интервью), его расшифровка в упрощенной фонетической транскрипции, классификация в связи с программным рубрикатором ДКРС, а также его оцифровка. Работа продолжается.

 

Примеры текстов:

ПРИМЕТА

/ в-ле́с-от / же́нщину фстре́тиш / мо́жнъ не-ходи́т’ // вот-же́нщину фстре́тит’ / и-ко́да в-лес идёш / хоть-не́т / для-миня́ этъ // одна́жды / не-пове́рите / вот-от-до́ма / на-виздехо́де jэ́ду / де́ло-то бы́ло ра́но у́тром / ф-сед’мо́м чьсу́ то́л’ко начина́лъ / трёх же́нщин фстре́тил / туда́-сюда́ / туда́-сюда́ / ну-приjэ́хал в-лес / ну-бисполе́знъ / зъбуксова́л / ничево́ ни-нашёл // jэ́ду / ду́маjу / дак-jа-вет’ зна́л  / што-ни-на́дъ jэ́хат’ //

В лес-от, женщину встретишь, можно не ходить. Вот женщину встретить и когда в лес идёшь, хоть нет, для меня это… Однажды, не поверите, вот от дома на вездеходе еду, дело-то было рано утром, в седьмом часу только начинало, - трёх женщин встретил: туда-сюда, туда-сюда, ну приехал в лес, ну бесполезно! Забуксовал, ничего не нашёл! Еду думаю – дак я ведь знал, что не надо ехать!

[Плохая примета?]

музей в доме Н. К. Заслонюка

/ ху́жъ не́ту //
Хуже нету!

ЕЩЁ ПРИМЕТА

/ смо́триш / тума́н у́тром / тума́н вот кве́рху идёт / даг-жди́те до́ждичка / ча́щь фсиво́ / ни-с-утра́ / а к-ве́чьру //
Смотришь: туман утром, туман вот кверху идёт, дак ждите дождичка, чаще всего не с утра, а к вечеру.

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

[Что нужно сказать человеку, идущему на рыбалку?]

/ ни-чишу́jки / ни-хвоста́ // а-он тя до́лжен посла́т’ / к-чёрту! //
Ни чешуйки, ни хвоста! – А он тя должен послать. – К чёрту!

[Что нужно сказать человеку, идущему на охоту?]

/ как-охо́тник идёт в-ле́с / jиму́ чо́ говоря́т / ни-пу́ха / ни-пи́ра / а-о́н-то́жъ до́лжън сказа́т’ / дъ-иди́-ты к-чёрту //
Как охотник идёт в лес, ему чё нужно сказать? – «Ни пуха, ни пера!». А он тоже должен сказать: «Да иди ты к чёрту!».

[Что нужно сказать, когда садят лук?]

Лук когда садят и это говорят: «И на нищего, и на завидущего!». Чтобы хватило и на нищего, и на завидущего! (Никольское, Тотем., Волог, ОРЗ-СДК, 2023).

ЗАГОВОР

/ гры́жа / гры́жа / не-грызи́ моjи́ серёва / jа-сама́ изгрызу́ / три-ра́за //
Грыжа, грыжа, не грызи мои серёва! Я сама изгрызу. Три раза.

ГАДАНИЯ

Гадали. Ходили в дом к подружке моей, ее мать брала стакан чистой воды, туда белок яйца выливала, шапкой накрывала, на кого гадали, закрывали шапкой, и потом через какое-то время открывали и смотрели, что там покажет, кого покажет. Кому дом, кому крест, кому что.

Мне не суженый приснился, мне приснился его дом. Я его не видела, а дом видела. Когда мы к нему поехали первый-то раз на мотоцикле. Я говорю, что дом уже видела, знаю. А где видела? Во сне видела. (Никольское, Тотем., Волог., ОРЗ-СДК, 2023)