ДКРС

Духовная культура Русского Севера в народной словесности

2007

Экспедиционная работа по теме охватывает территорию, традиционно называемую Русским Севером.

Под Русским Севером понимается единый в диалектном и культурном отношении регион, в который входят Псковская, Вологодская, Ярославская, Новгородская, Ленинградская, Вятская (Кировская), Архангельская области, республика Карелия; с 2015 года проводятся экспедиции в Пермской области.

Русский Север имеет свою региональную специфику. Благодаря окраинному положению северных земель здесь сохранились многие черты самобытности традиционной культуры, в то время как в центральной России активно шел процесс их трансформации. При этом Русский Север не является замкнутым в культурном отношении регионом, напротив – он представляет собой зону сосуществования, контактов и взаимовлияния разных этнических культур при сохранении русской культуры как основной доминанты.

Уникальность целей и задач а, соответственно, и материалов экспедиций заключается в том, что основной мотивацией сбора информации является стремление к представлению традиционной духовной культуры Севера как многоаспектного комплексного феномена. Этнокультурная информация и способ её фиксации – запись аутентичных текстов в отражающей значительное число диалектных черт транскрипции - также представляют несомненную ценность в своём единстве.


Содержательная база собираемых в экспедициях материалов многокомпонентна. Ее составляют: тексты малых прозаических фольклорных жанров – былички, бывальщины, мифологические рассказы, легенды, заговоры, присказки, детские считалки и т. д.; тексты бытовой народной речи, тематически ориентированные на аспекты духовной культуры, прежде всего мифологической тематики; отдельные речения, устойчивые выражения соответствующие тематике. В последние годы в содержательную базу темы включены материалы по «народному православию». Интерес могут представлять также некоторые тексты так называемой «наивной литературы», хранящиеся в архивах местных краеведческих музеев, детских и юношеских кружков или в личных архивах жителей, а также авторские произведения – обычно это лирические стихотворения религиозного содержания – которые собирателям приносят сами авторы в их собственной записи.

2007

 

Материалы по народному православию включают, прежде всего, легенды, базирующиеся на известных мотивах, например о сакрализованных природных объектах, знаках, которые оставляют небожители («У нас камень есть, на него Иисус Христос упал, так прямо все следы и видно – руки, ноги. Пять ступенек ведут на камень. Мы туда ходим в праздники. А камень большой, восемь пар могут метелицу плясать». Волог. Тотьма), о помощи от икон, о разорении церквей (например, легенда об исходе Михаила Архангела из церкви, которую вскоре сожгли – Твер. Осташк.), о наказаниях за осквернение церквей или икон, о вещих снах и явлениях и т.д. Почти в каждой местности есть свои почитаемые люди – праведники, прозорливцы или юродивые, всегда маркированные как истовые христиане, – и о них нередко сохраняется достаточно богатый легендарный материал (записаны легенды о Максимушке - Твер. Осташк; об Аннушке Оботуровской – Волог. Никольск. и др.).

 

Материалы экспедиций, собранные по теме «Духовная культура Русского Севера в народной словесности», образуют фонд с тем же названием, содержащий материалы в виде текстов с записями живой речи жителей Севера, раскрывающими тот или иной фрагмент традиционных народных представлений.